15 янв. 2013 г.

Анализ интерпретации проблем гуманитарного знания в повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича»



   Я уверена в том, что хочу прожить свою жизнь правильно, руководствуясь тем набором принципов, которые делают меня достойным человеком в собственных глазах. По природе своей будучи человеком закрытым, не стремящимся примыкать к каким бы то ни было группировкам, общественным объединениям и иным формам ментальной интеграции, я понимаю, что полностью оградиться от их влияния невозможно. Поэтому одной из важнейших задач в моей жизни является противостояние конформизму – той его стадии, при которой человек становится врагом своих разума и воли, добровольно подчиняя их навязываемым ему обстоятельствам.
   Герой повести Толстого Иван Ильич был приспособленцем всю свою несознательную жизнь, примерным мещанином со стандартным набором действий, которые необходимо совершить, дабы достичь определенного статуса в обществе. Однако этот план не предусматривал ответа на вопрос: «А что потом?», его он получил стоя на пороге своего земного существования, свободный от шор, которые всю дорогу мешали ему оглядеться и увидеть, что дорога не одна, и, возможно, правильный путь пролегал совсем в другом направлении. С другой стороны, даже имея возможность увидеть все возможные варианты, он не был «застрахован» от вероятности оказаться на распутье с рукотворными указателями: «налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – счастье найдешь…», то есть, опять-таки исход был бы предопределен кем-то, но не им. Единственный выход, выражаясь метафорически, − это пойти в лес, непроторенным путем, однако, естественный страх перед неизвестностью в конечном итоге и определяет вектор экзистенциального поиска. Как трудно противостоять гипнотической силе комфортного, испытанного поколениями шаблона жизни.
   Как известно, в начале было слово, позже оно трансформировалось в слоган. Броские, вульгарные слоганы являются главенствующей составляющей любого рода пропаганды – от пропаганды здорового образа жизни, до речей политиков, призывающих следовать их курсу. Слоганы действуют на массовое сознание как хорошее слабительное – промывая коллективный интеллект как меловую доску, на которой потом можно будет написать все, что угодно, пусть даже это будет противоречить предыдущим записям – не важно, они уже стерты и отработаны. Меня интересует, может ли человек, по определению родившийся свободным (потому что на момент своего рождения он еще не в состоянии воспринимать слоганы, а, следовательно, подчиняться им), оградить себя в дальнейшей, сознательной жизни от инстинктивного желания примкнуть к некой массе? Кажется, это невозможно, так как инстинкты присутствуют у нас как раз с самого рождения, а значит и утверждение о том, что мы рождаемся свободными – ложно. Значит ли это, что сама природа, для нашего же блага, изначально делает нас запрограммированными на следование своим инстинктам, позволяющим нам выживать и продолжать свой род, но также и лишающими нас власти нам своей волей? Ключевое слово здесь «благо», маловероятно, что человек сможет выжить в одиночку, он даже на свет не может появиться без участия третьих лиц, таким образом, ему необходимо приспосабливаться к жизни в обществе.
   Принципиально важно дать себе ответы и на такие вопросы: какое место занять в обществе, принимаемом как данность, как вести себя и как остаться человеком, а не обезличенной одной семимиллиардной в глобальной статистике? Мою позицию по ним прекрасно иллюстрирует выдержка из письма Хантера С. Томпсона «...я впервые, кажется, в жизни, говорю о человеке в своем понимании, как о независимой, самоопределяющейся единице. Конечно, тут имеется в виду не «независимость» в обычном смысле этого слова, а та спонтанность действия и свобода мысли, которых достигают лишь некоторые смельчаки».[1] Именно свобода мысли, по моему мнению, является той брешью в силках инстинктов, через которую человек способен выбраться на волю, занять то место в обществе, которого он достоин, и не потерять свою личность в толпе.
Иван Ильич был глубоко разочарован в конце своего пути, осознавая перед бесстрастным лицом неизбежного исхода весь ужас бесцельно прожитой жизни. Я думаю, что будь у него такой шанс – он бы пошел в лес. Неизвестность пугает, но она же дает бесценный шанс познать «наслажденье битвой жизни»[2] − битвой с конформизмом, слоганами, ветряными мельницами, всем, что позволит, подводя итог, сказать: «Все сделано правильно».


[1] Х. Томпсон «Царство страха»
[2] М. Горький «Песнь о буревестнике»

Комментариев нет:

Отправить комментарий