18 дек. 2012 г.

Насущные проблемы современного гуманитарного образования (case Belarus, case Europe, case EHU)


  В своей лекции «Формирование самосознания гуманитарного знания» Анатолий Арсеньевич Михайлов высказался о том, что людьми, получающими образование в сфере гуманитарного знания, движет иллюзия, соблазн его легкости по сравнению с трудоемкой работой, которую нужно проделать, получая образование в области естественных наук, и, как следствие, появляется много тех, кто выдает себя за профессионалов, не сопровождая напряженной работой становление своих профессиональных навыков. Таким образом, я могу выделить проблему, касающуюся студентов-гуманитариев, в частности одаренных и талантливых людей, которым на этапе профессионального становления необходим толчок, стимул − то, что поможет максимально раскрыть весь их потенциал, но зачастую происходит обратное – преподавателям неудобны «инакомыслящие» и они стремятся подвести всех своих подопечных к единому шаблону мышления, унифицируя их мировосприятие. С этой проблемой я столкнулась еще в средней школе, увлекшись гуманитарными науками, планируя связать с ними дальнейшую жизнь, но мне приходилось подстраиваться под правила, распространявшиеся, что очень печально,  на творческие работы, и, как следствие, где-то на уровне подсознания даже сейчас, спустя годы после окончания школы, при написании новых работ меня беспокоит вопрос: «А все ли я правильно делаю?». «Правильно» от слова «правила», существующие и придуманные не мной, и я всей душой желаю преодолеть эту оглядку на чужие правила, зажимающие творчество в тиски, и раскрепостить свое мышление.

   Джонатан Беккер приводит следующее определение liberal arts education: «современная система либерального образования представляет собой систему высшего образования, призванную воспитывать в учащихся желание и способность учиться, критически мыслить и умело выражать свои мысли, а также воспитывать граждан, способных стать активными участниками демократического общества» (1) . На мой взгляд, эти принципы не применимы к системе образования в Беларуси, ибо их главная цель противоречит политическому курсу страны, направленному на искоренение «пятой колонны», но никак не на поддержку «вольнодумцев». Мое личное стремление получить образование, базирующееся именно на таких принципах, увело меня из родной страны и после долгих странствий привело в ЕГУ. Проблема, которую здесь можно выделить, заключается в том, что ЕГУ – это белорусский университет в изгнании, то есть она связана с авторитарным режимом в стране, расценивающим не шаблонизированное, не подчиненное идеологии гуманитарное знание, как потенциальную опасность, а его носителей, умеющих критически мыслить и делать осознанный выбор, как потенциальных врагов.

   Также хотелось бы описать свое видение проблемы белорусского студента, получающего гуманитарное образование в Европе. Я могу ее сформулировать выдержкой из работы Льва Шестова: «нет неба, нигде нет неба, есть только низкий, давящий «горизонт», нет идеалов, возносящих горе, есть только цепи, хотя и невидимые, но связывающие еще более прочно, чем тюремные кандалы» (2) . Как Достоевский после каторги, белорусский студент-гуманитарий, представитель интеллигенции, начинает смотреть на перспективу, на горизонт – линию в пространстве, имеющую свойство отдаляться по мере приближения к ней, а его экзистенциальная рефлексия протекает в плоскостях сведения своей белорусской ментальности с процессом познания «наук о духе». В конечном итоге, скажу о себе, приходишь к поверхностному (впоследствии, возможно, придет и глубинное) пониманию смысла, вложенного Федором Михайловичем во фразу: «Я-то один, а они все». Отсюда же берет начало праведный гнев, выливающийся в создание воображаемых врагов, таких как массовая культура, массовое общество, цензура в интернете – альтернативные «идеалы, возносящие горе», гипотетически ограничивающие свободу, которая в своем абсолюте оказывается равносильна каторге, режиму. Подытожу свои пространственные рассуждения мыслью о том, что понять свободу, и то, что она у тебя есть, невозможно, если она чем-то не ограничена, по такому же принципу античный человек воспринимал камень, не обработанный мастером, как хаос. Поэтому основная проблема современного гуманитарного образования (case EHU) в моем видении – это как придать правильную огранку камню.

   В заключение, немного о проблеме понимания, обозначенной Вильгельмом Дильтеем, как проблема специфики гуманитарного знания. Включая ее в контекст современного гуманитарного образования, я считаю, что также в качестве основной его проблемы/задачи стоит выделить не столько развитие у гуманитария способности критически, гибко мыслить, сколько способности чувствовать, в противовес рассудочности – верному спутнику естественных наук. Чувствуешь – значит понимаешь.




1. Беккер Дж. «Что такое либеральное образование и чем оно не является?», http://artesliberales.spbu.ru/about/liberal
2. Шестов Л. «Преодоление самоочевидностей»

Комментариев нет:

Отправить комментарий