12 мая 2013 г.

Избирательные системы/ Гражданская культура



Каждая избирательная система имеет свои достоинства и недостатки, но при этом выполняют свою главную функцию по формированию представительных органов власти. Насколько на ваш взгляд выборы остаются демократическим институтом и процедурой, и какой тип избирательной системы этому больше всего соответствует?

«Ассортимент был большой, но какой-то второсортный, как на выборах» - В. Пелевин
Если рассматривать избирательную систему, как «наиболее легко подверженную манипуляциям характеристику политической системы»[1], то ответ на вопрос насколько выборы остаются демократическим институтом и процедурой не будет категоричным и однозначным. Обращаясь к данным исследовательской компании The Economist Intelligence Unit, составляющей «Индекс демократии стран мира»[2], можно отметить следующий момент: страны, отнесенные к категориям «полная демократия» и «авторитарный режим» (например, Норвегия и Россия, Великобритания и Беларусь) используют одни и те же избирательные системы (пропорциональную и мажоритарную соответственно). Более того, одна из наиболее популярных европейских избирательных систем – пропорциональная списочная, неоднократно оказывалась «самым слабым звеном» демократии, как это отчетливо видно на примере Германии, где демократичный народный выбор привел к власти НСДАП, и на примере послереволюционной России и нежизнеспособного Учредительного Собрания, обернувшегося установлением однопартийной системы, диктатурой, репрессиями, а в дальнейшей перспективе формированием своеобразной политической культуры в современной России, в условиях которой был сформирован парламент, управляемый «партией власти» (по сути, внешне чуть более демократичная вариация однопартийного режима СССР, при которой в парламенте существует некое партийное разнообразие, но оно представлено не обладающим фактической властью меньшинством).
Таким образом, можно отметить, что выборы и тип избирательной системы, являясь характеристиками демократии, далеко не всегда способствуют ее развитию в отдельно взятой стране. Я не случайно вынесла эпиграфом цитату из книги «Чапаев и пустота» В. Пелевина, на мой взгляд, заключенная в ней ирония является серьезной проблемой, кроющейся в сути взаимодействия народа и его избранников: насколько тождественны цели двух этих групп? Насколько «второсортность ассортимента» вторых влияет на политическую мотивацию первых? Говоря о большей части постсоветского пространства, кажется, что как не моделируй электоральную инженерию в таких странах как Россия, Беларусь, Казахстан и др. демократичнее их режимы от этого не станут, оптимально применимый к данной конкретной стране тип избирательной системы заработает только вкупе с серьезными социальными и политическими изменениями, в частности с повышением уровня политической грамотности населения, с переходом к парламентаризму. Я думаю, что показатели Беларуси в «индексе демократии» стали бы существенно выше, будь она парламентской республикой с избирательной системой единого переходящего голоса – такая система могла бы резко поднять планку политической профпригодности «ассортимента» в бюллетенях, содействуя, тем самым, формированию крепкого правительства, способного вывести страну на европейский уровень развития. 

Основываясь на концепции «гражданской культуры», предложенной американскими политологами Алмондом и Вербой, определите её местонахождение (институты её формирующие), содержание (элементы её составляющие) и тип (совокупность её особенностей) для современной политической системы и общества в Беларуси.

По определению Г. Алмонда гражданская культура «это политическая культура участия, в которой политическая культура и политическая структура находятся в согласии и соответствуют друг другу … в гражданской культуре политические ориентации участия сочетаются с патриархальными и подданническими политическими ориентациями, но при этом не отрицают их»[3], исходя из данного тезиса можно сделать предположение о том, что в Беларуси гражданская культура сформирована фрагментарно и не является доминирующей. Тип политической культуры Беларуси, прежде всего, можно определить как подданический, сформированный под влиянием исторического контекста страны (нахождение в составе ВКЛ, Речи Посполитой, Российской Империи, СССР) в целом и беларуского менталитета в частности («тутэйшасць» как критерий определения национальной идентичности, смиренно-враждебное отношение к власти). Можно отметить, что беларуская вертикаль власти активно содействует укреплению именно подданической политической культуры, поскольку развитая демократическая гражданская культура представляла бы для нее существенную угрозу. Однако если говорить о фрагментарном присутствии гражданской культуры в беларуском обществе, то ее местонахождение можно определить преимущественно в среде политически грамотной молодежи, ориентированной на перспективы построения либерального правового государства, включенной в деятельность оппозиционных формирований, принимающую участие в митингах и акциях протеста. Среди институтов формирующих активную гражданскую позицию в первую очередь можно выделить независимые СМИ, в том числе электронные («Наша Нива», «Хартия 97»), правозащитные организации, а также наш университет (ЕГУ).


[1] Г.В. Голосов «Пределы электоральной инженерии»
[2] Economist Intelligence Unit: Индекс демократии стран мира 2011 года. Доступ через интернет: http://gtmarket.ru/news/state/2011/12/19/3768
[3] Г. АЛМОНД Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций

Комментариев нет:

Отправить комментарий