Введение
Пока народ безграмотен, из всех
искусств важнейшими для нас являются кино и цирк – В.И. Ленин
Adolf Hitler & Leni Riefenstahl |
Кино, являясь
относительно молодым видом искусства, практически с момента своего
возникновения было интегрировано в политическую сферу жизни общества и стало
использоваться в качестве идеологического оружия. Сергей Эйзенштейн и Всеволод
Пудовкин в СССР, Фриц Ланг и Лени Рифеншталь в Германии, Чарли Чаплин в США – в
настоящее время лучшие картины этих создателей составляют золотой фонд мирового
кинематографа, но в начале ХХ века в военные и межвоенные годы они становились
мишенью для цензуры государств противоборствующих блоков. В частности,
советские фильмы «Стачка» (1924), «Броненосец Потемкин» (1925) и «Мать» (1926) были
запрещены к показу Британским Советом Киноцензуры как подрывные[1], а
предупредительный кинозалп Чарли Чаплина «Великим диктатором» (1940),
предостерегающий от надвигающейся страшной беды, не был услышан в Японии по
причине его антифашистского характера[2].
Цензура нередко
выступала в роли агента спецслужб, призванного выявить и изолировать
«неблагонадежных элементов» от общества, и в случае с кино до появления и
повсеместного распространения всемирной сети эта задача была целиком выполнима.
Так чем же является политическое кино и в чем заключается его подрывная сила и «неблагонадежность»,
волнующие и по сей день «агентов национальной безопасности» государств, чьи законодательства
скептично насмехаются над свободой слова? На мой взгляд, основной отличительной
чертой этого жанра является его свойство делить зрителей на идейно
конфронтирующие лагеря: для капиталистов очевидна угроза кино социалистического
толка, истеблишмент стоящий во главе недемократичных режимов не станет мириться
с оппозиционным кино, а вольная трактовка Священного Писания не может не
вызвать прений между сторонниками и противниками такого прочтения. Однако
данная трактовка охватывает обширнейший кинематографический пласт, а мне бы
хотелось в своей работе сфокусироваться непосредственно на фильмах обладающих
наибольшим потенциалом к манипулированию своей аудиторией, то есть определяющих
ее качественный и количественный состав не до, а после просмотра.
К примеру, пропаганда
нацизма в картине «Триумф воли» (1935) еще в процессе прочтения синопсиса четко
распределит зрительские сегменты на правый и левый, а места в партере займут
политически нейтральные ценители художественной составляющей, интересующиеся
историей глобалисты и прочие заинтересованные, но не предвзятые группы лиц. А
тем временем, с фильмами, заявляющими о «пересмотре событий» или «свежем взгляде»
дела обстоят несколько сложнее – именно художественная составляющая, образы и
символы, задействованные в них, могут стать подоплекой для брожения зрителей
между идейными лагерями. Таким образом, основная задача моего эссе попытаться
понять, чем оправданно такое брожение, а также выяснить всегда ли цели
создателей политического кино оправдывают их средства.
Обличающее кино: кто прав, а кто виноват
«Нам было грустно. Мы не видели
фильма, о котором мечтали. Всеобъемлющего фильма, который каждый из нас носит в
себе. Фильма, который мы хотели бы снять. Или тайно в душе, хотели бы прожить» -(Masculin
féminin, 1966)»
Кинематографисты,
снимающие фильмы о политике, не реже самых политиков сталкиваются с
философско-этической проблемой «грязных рук», когда приходится поступиться
моральными нормами ради благого дела, либо чтобы предупредить крупные
неприятности[3].
Каковы же границы этих «моральных норм» и есть ли черта, которую нельзя
переходить? Пожалуй, самой очевидной ватерлинией тут может быть «золотое
правило нравственности» - «(Не) Поступай
по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, что бы они поступали по
отношению к тебе»[4].
Однако и у политиков и у деятелей кино, как правило, есть иммунитет к
преступлению этого правила – спроецировать желаемый эффект своих действий на
широкие массы реципиентов и спрогнозировать их реакцию задача слишком сложная,
практически неразрешимая, гораздо проще инициировать эксперимент, а по части
экспериментов кинематографисты находятся в куда более выигрышном положении, чем
политики – они не уполномочены отвечать за последствия.
Но вернемся к кино,
которое я охарактеризовала как «обличающее». К иконографическим адептам данного
поджанра по ту сторону Атлантики можно отнести Майкла Мура – режиссера левого
блока, не боящегося входить в лепрозорий американского капитализма без
защитного костюма, в каждом своем фильме постулирующего евангельскую истину: «Блаженны нищие, горе богатым». Мур всегда
балансирует между любовью к Родине и отвращением к тем, кто портит ее реноме,
он устраивает показные порки самым неприглядным реалиям американской жизни и
знает, какой должна быть пунктуация в «казнить нельзя помиловать» применимо к
каждому отдельному эпизоду. И это тот случай, когда авторская пунктуация
совпадает с пунктуацией, принимаемой демократическим большинством, при условии,
что демократическое большинство вспомнит о своем праве голоса.
Тем не менее, даже
такой именитый и, безусловно, одаренный режиссер как Майкл Мур не может
обойтись без уловок и хитрых манипуляций, которые делают его картины
убедительнее. Допустимы ли в документальном кино подобные приемы или нет,
вопрос, скорее, из области этики честных журналистов, но специфика кино диктует
свои правила, требующие зрелищности, «шоковости» и сенсационности, в первую
очередь для привлечения большего количества зрителей, и, соответственно,
больших кассовых сборов. Как будущий журналист, я осуждаю подтасовку фактов при
вынесении приговора заранее обреченной жертве, и все же, если говорить о
главном обвиняемом Майкла Мура – Великой Американской мечте, то официальный
список ее преступлений впечатляет и без подтасовки улик против нее. В своих
фильмах Мур часто ссылается на страх как универсальный инструмент политических
манипуляций с электоратом, режиссер обличает нечистый на руку истеблишмент, но
сам не брезгует брать на вооружение некоторые приемы, которые используют его
оппоненты.
Страх и отвращение,
воспетые великим американским гонзо-журналистом Хантером С. Томпсоном, − это
движущие силы эмоционального воздействия на политически неграмотную публику. Их
обличают, но их же эксплуатируют как те, кто вынужден манипулировать людьми
профессионально, так и те, кто добровольно вызывается ограждать «простых людей»
от недоброкачественных политиков. Однако существуют и иные, более тонкие
способы кинематографической коммуникации с аудиторией, правда, аудитория не
всегда бывает готова к подобным откровениям.
Переходя от
документального кино к художественному, сразу хочется отметить тот факт, что у
создателей последнего в рукавах оказывается припрятано побольше козырей –
правдивый вымысел может стать гораздо действеннее подтасованной правды. В
пример я приведу два фильма, относящиеся к разным жанрам, рассчитанные на
разную аудиторию и снятые в разное время, но одинаково тонко прочувствовавшие
ряд аспектов политических и социальных универсалий общества.
The Holy Mountain |
Первый фильм – это
«высоколобый» арт-хаус мексиканского режиссера Алехандро Ходоровски «Священная
гора» (The
Holy
Mountain)
1973 года. Картина продолжает животрепещущую для многих кинематографистов и
писателей тему возвращения Христа на бренную землю (в 1968-м был экранизирован
роман Ф. Достоевского «Братья Карамазовы», а позже, в 1988-м роман Н.
Казандзакиса «Последнее искушение Христа»). Иисуса в фильме зовут Вор, он
попадает в царство всех мыслимых человеческих пороков, где таинственный Алхимик
знакомит его с эталонными представителями рода – дельцами и политиками: «Они такие же воры, как ты»[5].
Кто-то из них производит игрушки войны (war toys) и объясняет, что к войнам нужно
готовиться загодя, с младых ногтей подтачивая в подрастающем поколении
ненависть к будущему врагу через слабительное с примесью вражеской крови,
комиксы, в которых супергерои расправляются с врагом и т.д.; кто-то владеет
галереей концептуального искусства, где шедевры пишутся человеческими
ягодицами; а кто-то реализует проект под лозунгом «Свобода. Без семьи, без дома, в городе свободных людей», «дома» в
этом городе представляют собой многоуровневые каркасы с ячейками для гробов –
лучшее место для отдыха свободного рабочего класса. Все эти люди, вместе с
Вором отправляются вслед за Алхимиком на Священную гору в поисках вечной жизни.
Вора там ожидает проститутка, гуру напутствует пару словами: «Достичь вечности через любовь − вот ваша
задача». Остальные ученики, освободившись от масок, которые они носили в
своих прежних воплощениях, условно перерождаются и уходят в туман, ведомые
мудростью гуру: «Мы − мечты, образы, кадры. Мы не должны сидеть здесь узниками. Мы
уничтожим эту иллюзию. Прощай, Священная гора. Нас ждет настоящая жизнь».
Таким образом, в своем фильме А. Ходоровски ломает каноны политических
манипуляций, будучи верным адептом «кислотной» культуры он призывает зрителя
отделить зерна от плевел – тленное от вечного и попытаться понять, что важнее,
нужнее, правильнее – навязанные иллюзии или настоящая жизнь, какой бы туманной
она ни была. Эту дилемму каждый зритель должен разрешить для себя сам.
Idiocracy |
Следующий пример, фильм
«Идиократия» (Idiocracy,
2006) от создателя «Бивиса и Батт-Хеда» Майкла Джанджа, можно отнести к жанру
антиутопия, но в отличие от каноничных представителей этого жанра, таких как
«1984» и «12 обезьян», данная картина задействует хорошо знакомый режиссеру
арсенал приемов мэйнстримового кино, подавая, тем самым, изысканное блюдо в
упаковке из «Макдоналдса». В картине Джанджа главный герой, ставший жертвой
неудавшегося эксперимента американских спецслужб, оказывается на своей родине
образца 2505-го года. Становится очевидно, что 500 лет назад что-то пошло «не
так» и в результате соотечественники главного героя превратились в полных
дегенератов, упоенно следящих за тем, как кому-то делают больно, наполняющих
залы кинотеатров, в которых на экране на протяжении полутора часов
демонстрируется чей-то статичный зад, и мотивирующих все свои действия
неизменной формулой: «Я люблю деньги!». На мой взгляд, этот фильм гораздо
правдивее и нужнее современным людям, чем «12 обезьян», не говоря уже о картинах,
рисующих мрачное постапокалиптическое будущее мира в кулуарах метро по
соседству с зомби. Для того чтобы превратить мир в труху и начать его
возрождать в подземных катакомбах все-таки нужен интеллект, пусть и злой. Но
для того чтобы сделать из великого государства «мультяшную» пародию на само
себя, требуется всего лишь перестать читать книги и рисовать картины, природа
не станет долго сопротивляться и запустит ускоренный процесс обратной эволюции.
Жыве Беларусь! |
От проблем, которые
обличает западное политизированное кино, перейду к насущным проблемам, на которые
делает ставку современное российское и беларуское кино. Приведу несколько
примеров, и для начала картина Кшиштофа Лукашевича «Жыве Беларусь!» (2012).
Сразу же отмечу, что в стремлении максимизировать свою нелояльность к
беларуской действительности создатели фильма слишком «заигрались». Безусловно,
проблемы «выбора без выбора», и прочих ограничений прав и свобод человека
являются болезненными для беларусов и не только, к ним необходимо привлекать
внимание, однако в запале обличительных порывов нельзя забывать о том, что
всегда будет превыше негуманных режимов и людских страстей – Родина, как
концепция отчего дома, беззаботного детства, всего хорошего, светлого и
доброго, что связано с землей, на которой ты вырос. Поэтому, не оставить от
Родины камня на камне, демонизировать всех живущих на родной земле людей,
снимая фильм, полный безысходности и не дающий ни малейшего шанса надежде, на
мой взгляд, − это предательство. Если основной процент политического кино
склонен играть на человеческих чувствах страха и отвращения к конкретным
проблемам внутри общества, то тут мы сталкиваемся с кино, которое самим своим
появлением сигнализирует о проблеме совершенно иного характера – проблеме
ненависти к Родине…
Другой пример взят из
российского кино, фильмы «Утомленные солнцем 2: Предстояние» и «Утомленные
солнцем 2: Цитадель» Никиты Михалкова. Министр культуры РФ Владимир Мединский,
полагающий, что данные кинокартины в обязательном порядке должен увидеть каждый
русский человек[6],
написал в своей книге: «Видимо, в Америке
уже нет вещей, над которыми нельзя глумиться. Но у нас – славу богу, еще
остались. Память о Войне – из их числа»[7] −
слова правильные, но жестоко лицемерные. Память о войне, о тех, вырвал победу
ценой своей жизни, бесспорно, должна быть святой и является таковой для
подавляющего большинства тех, кто к ней причастен. Тем не менее, в моду входит
кино, обличающее скелеты в шкафу великой победы, стремящееся показать русский
народ во всех его низменнейших качествах, словно иных качеств у него нет. Если бы
Генрих Гиммлер снимал кино, ему не удалось бы состряпать более антирусские
картины, чем «Предстояние» и «Цитадель». И вновь, мы сталкиваемся со случаем,
когда пристальное внимание стоит обратить не на то о чем фильмы, а почему они
были созданы, для кого?
Проблемы политического
кино на постсоветском пространстве заслуживают отдельного глубокого анализа, а
в рамках данного эссе я подведу короткий итог своим наблюдениям. Длительная
вынужденная изоляция и пресыщенность советской пропагандой не могли не наложить
свой отпечаток на то, чем стало кино стран бывшего СССР сегодня. Жажда вкусить
манящий, идеологически порочный гамбургер вылилась в культ гамбургера, когда
кусать стало можно. Вместе с тем, все невысказанные обиды и претензии были
накоплены в такой концентрации, что она серной кислотой разъела то благородное
и незыблемое, чем испокон веков славились братья славяне – неистовая любовь к
Родине, отождествление ее с матерью. И все же, особая специфика постсоветского
политического кино, работая по принципу
работяг, штурмующих неприступную цитадель с черенками от лопат наперевес,
наталкивается на особую специфику локальных зрительских ментальностей, не
падких на дешевые провокации, о чем свидетельствуют низкие рейтинги такого кино
на кинопорталах. Для меня это означает только одно, как бы банально это не
звучало – любовь побеждает.
Заключение
Clockwork Orange |
Итак, в начале своего
эссе я планировала попытаться разобраться в механизмах воздействия
политического кино на зрительскую аудиторию. У меня не вызывает сомнений тот
факт, что конъюнктурный кинематограф, то есть кинематограф, паразитирующий на
актуальных проблемах общества, но не предлагающий конкретных решений и в целом
вводящий зрителей в заблуждение относительно текущей действительности, оправдан
хотя бы тем, что он вызывает живую реакцию у грамотной, мыслящей части
общества, способной трансформировать грубо исполненную подачу в плодотворный
дискурс. Однако не стоит забывать и об особо впечатлительной, не слишком
разборчивой части общества – толпе, именно ее имел в виду В.И. Ленин, когда
писал эти строки: «Пока народ
безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк».
Толпе нужны сенсации, нужны красноречивые обличители, и тут уже ответственность
тяжким грузом ложится на деятелей политического кино – на их совести может
оказаться внушительный лагерь адептов культа гамбургера, но с другой стороны
они же могут и спровоцировать массовое бегство из этого лагеря в лагерь
интеллектуалов, за политическим убежищем. Даже единичные случаи таких «побегов
из курятника» делают этих кинематографистов героями в моих глазах. Героями, чьи
цели, бесспорно, оправдывают средства.
В заключение хочется
отметить, что настоящее политическое кино – это не столько искусство
манипулирования, сколько искусство убеждения сделать выбор. И в этом большая
заслуга такого кино, косвенное или навязчивое, напоминание о том, что выбор
есть всегда должно быть краеугольным камнем этого жанра. А фильмы
манипулятивного характера – претендующие на то, чтобы сделать выбор за зрителя,
являются, скорее, бесперспективным исключением из правила.
[1] Political Film. Доступ через интернет: http://www.screenonline.org.uk/film/id/976967/
[2] Дон Б.
Соува. 125 запрещённых фильмов: Цензурная
история мирового кинематографа. Доступ через интернет: http://books.imhonet.ru/element/370076/links/
[3] The Problem of Dirty Hands. Доступ
через интернет: http://plato.stanford.edu/entries/dirty-hands/
[4] Моральная норма. Доступ через интернет: http://metathrone.com/Moraljnaya-norma.html
[5] Цитата
из фильма «Священная гора» (1973). Доступ через интернет: http://www.youtube.com/watch?v=S2FfkgvKntI
[6]Владимир Мединский про Утомленные солнцем-2. Доступ через интернет: http://www.youtube.com/watch?v=gYNTDY8P5Lw
[7]
Мединский, В. Война. Мифы СССР 1939-1945.
Доступ через интернет: http://lib.rus.ec/b/390273
привет, я молодой предприниматель, который отчаянно искал бизнес-ссуду для финансирования своего проекта. Затем я познакомился с Педро, ссудодателем из США, который предоставил мне ссуду в размере 4 миллионов долларов с простыми условиями ссуды. Вы можете связаться с ним по pedroloanss@gmail.com, чтобы получить ссуду.
ОтветитьУдалить