Введение
В масштабах истории
известных человечеству искусств кино со всей определенностью можно назвать самым
молодым из них. Однако с момента своего возникновения кинематограф был включен
в контекст индустриального общества, что обусловило двойственность его
восприятия. Рассмотрим два термина: «киноискусство» и «киноиндустрия», приводимы
ли они к общему знаменателю? В первом случае мы, как правило, говорим о
фильмах, являющихся целостными, самостоятельными произведениями искусства, «похожими на произведения традиционных
искусств тем, что они представляют собой в большей мере плод свободной
творческой фантазии, чем исследование природы»[1]. На
данном этапе зафиксируем тот факт, что творческий процесс является неотъемлемым
атрибутом кино, и это весомая причина определить его как вид искусства. Термин
«киноиндустрия», в свою очередь, имеет опосредованное отношение к
художественной составляющей, в большей мере он относится к созданию и тиражированию
кинопродукции. Стало быть, симбиозом искусства и индустрии является способ производства образного представления
о реальности.
The Trial (Orson Welles, 1962) |
Важно отметить
следующую особенность кино: в отличие от живописи, литературы, фотографии, где
в процессе создания произведения чаще всего участвует один или несколько
человек, фильмы же, как правило, создаются большой группой людей.
Соответственно, вовлеченность такого количества людей предполагает и
значительно более высокие финансовые затраты на производство. Для того, чтобы
эти затраты окупились, фильм выходит в прокат и многократно транслируется в
кинотеатрах. Здесь возникает понятие «произведение
искусства в эпоху механического воспроизведения»[2],
т.е. мы сталкиваемся с неминуемым процессом массовизации, преодоления
уникальности произведения искусства. Данный процесс, несомненно, является
жизненным тонусом кинематографа, но вместе с тем он заставляет кино ради
выживания балансировать на грани сохранения художественной ценности при
включенности в индустрию культуры. И грань эта достаточно хрупка: становясь
лидером проката, фильм утрачивает самостоятельность по отношению к зрителю,
впечатления от просмотра оказываются предзаданными кинокритикой и рейтингами,
зритель фактически лишается возможности остаться с фильмом наедине, критически
осмыслить увиденное, он заранее знает чего ожидать – магия искусства
разрушается.
По моему мнению,
никакой другой вид искусства так сильно не зависит от количественной
составляющей воспринимающей его стороны (зрителя, читателя, созерцателя), как
кино. Кино создается с расчетом на определенную массу людей, и чем она объемнее,
тем сильнее и очевиднее становится привязанность фильма к индустрии
развлечений. И наоборот, так называемое «независимое кино» не стремится
охватить широкую аудиторию и обычно не располагает достаточным финансовым
ресурсом для проведения масштабных рекламных кампаний с целью привлечения оной,
и, тем не менее, скромная аудитория ценителей искусства в кино находит свои
фильмы и получает вознаграждение в виде искомого эстетического удовольствия.
Остается только отметить, что «подлинная
культура ориентирована на гения, творчество и неудовлетворенность, «массовая» —
на обывателя, потребление и комфорт»[3].
Принимая такую градацию интеллектуальных традиций, нам будет легче разобраться
в непростом (возможно даже риторическом) вопросе: что первично – киноискусство
или киноиндустрия?
Кино как искусство
Man from Aran (Robert J. Flaherty, 1934) |
По мнению З. Кракауэра:
«Утвердившийся смысл понятия «искусство»
не охватывает и не может охватить подлинно кинематографичные фильмы — то есть
фильмы, регистрирующие разные аспекты физической действительности таким
образом, чтобы зритель воспринимал их и чувствами и умом. А между тем
эстетически полноценны именно они, а не фильмы, похожие на традиционные
произведения искусства. … Творчество кинорежиссера проявляется в том, что он
предоставляет место природе и проникает в ее содержание».[4] Здесь
важно понять, что, определяя кино как искусство, нам стоит расширить границы
понимания искусства, включая в него элемент, исследование которого традиционно
находилось в компетенции естественных наук – природу. Именно этот аспект
наиболее отчетливо выявляет силу и глубину киноискусства, когда на экране перед
зрителем предстает не фиктивная альтернативная реальность, а подлинное бытие,
подвергнутое монтажному переосмыслению. Ярким тому примером является
документальная лента «Человек из Арана» (Роберт Дж. Флаэрти, 1934), где жизнь
обитателей изолированного от цивилизации ирландского острова предстает в виде
непрекращающейся борьбы со стихией, камера обнажает непреклонную волю и величие
человека в его стремлении подчинить себе силы природы – монтажные приемы
доносят до зрителя то, что недоступно нашим глазам, с их помощью отсекается все
несущественное, остаются лишь образы людей, силой духа которых невозможно не
восхищаться. В этом киноискусство сродни скульптуре, с той существенной
разницей, что кино не мумифицирует дубликат реальности, но позволяет ему
продолжить свою собственную, аутентичную жизнь.
La Jetée (Chris Marker, 1962) |
Psycho (Alfred Hitchcock, 1960) |
Кино как индустриальная практика
Глубинную суть
киноиндустрии можно уловить в следующем высказывании одного молодого критика: «если я не вижу в фильме миллиона долларов
бюджета в каждом кадре или в каждую секунду, то этот фильм мне не интересен»[6]. Фактически
это означает следующее: «соответствующие
лишь бюджету культуриндустрии стоимостные дифференциации вообще не имеют
никакого отношения к различиям содержательным, к самому смыслу производимых
продуктов»[7].
В сухом остатке мы получаем определение киноиндустрии как товарооборота образов повседневных практик,
где зрителю отведена двойная роль и товара и покупателя.
Кино, включенное в
контекст массовой культуры, можно назвать незаконнорожденным,
физически
неполноценным родственником киноискусства. Казалось бы, истоки одни, но судьбы
разнятся кардинально. В силу своей ущербности киноиндустрия тяготеет к политике,
часто впадая от нее в полную зависимость и всегда копируя ее манипулятивные
тактики. Это легко можно проследить в ситуациях, когда зритель идет в кино «на
актера», любимую селебрити, не удосужившись узнать о чем, собственно, будет сам
фильм. Как правило, это неважно, вторично. Сюда же можно отнести рекламные
слоганы кинолент времен классического Голливуда: «Гарбо смеется», «Гарбо
говорит» и т.д. Как видно, акцент всецело смещен на культовые персоналии,
навязанные зрителю в качестве таковых, и рассматриваемые им в качестве ролевых
моделей для подражания.
Ninotchka (Ernst Lubitsch, 1939) |
Унификация является
неотъемлемым атрибутом киноиндустрии. Она предполагает наличие ряда стандартных
персонажей в диегетическом пространстве каждого конвейерного фильма: физически
привлекательный главный герой, томный интеллектуал, «ботаник» в очках,
добродушный толстяк, фигуристая блондинка и прочие архетипы общества
потребления. Главная задача героев таких картин – быть усредненным
собирательным образом конкретного типажа, с которым зритель может себя ассоциировать.
Именно так «манифестация культуриндустрии
безотказно воспроизводит человека как то, во что превратила она его в целом»[8].
Круг замыкается.
Jeune & Jolie (François Ozon, 2013) |
Заключение
Иваново детство (Андрей Тарковский, 1962) |
[1] Кракауэр
З., Природа фильма. Реабилитация
физической реальности М.: Искусство, 1974. Cc.56 – 65
[2] Беньямин
В. Произведение искусства в эпоху
механического воспроизведения
[3] Тарасов,
А., Десятилетие позора. Доступ через интернет: http://scepsis.net/library/id_100.html
[4] Кракауэр
З., Природа фильма. Реабилитация физической реальности М.: Искусство, 1974.
Cc.56 – 65
[5] Жижек,
С., Киногид извращенца
[6] Разлогов
К., Массовая культура: спасение или погибель? Доступ через интернет: http://www.kinoword.ru/proekty/sens/massovaya-kultura-spasenie-ili-pogibel/?start=1
[7] Хоркхаймер
М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Глава "Культуриндустрия"
(фрагменты)
[8] Там же
[9] Хоркхаймер
М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Глава "Культуриндустрия"
(фрагменты)
[10] «Синий
бархат» (Дэвид Линч, 1986)
Комментариев нет:
Отправить комментарий