21 окт. 2014 г.

Эссе «Анархия не значит отсутствие учреждений, а только таких учреждений, которым заставляют людей подчиняться насильно» (Л. Толстой)

Введение


Разрушители – это те, кто ставит ловушки для многих и называет их государством: они навесили им меч и навязали им сотни желаний. – Ф. Ницше

Как показывает история, совершенных политических режимов не существует. Латинское слово «regimen» означает «управление, командование, начальствование, руководство»[1], то есть, говоря о механизмах функционирования государства, речь всегда идет о различной формы и содержания актах принуждения – будь то очевидное и неприкрытое принуждение граждан государства N к невоспрепятствованию грозным реалиям тоталитарного строя, или же принуждение находящихся в меньшинстве групп населения жить в соответствии с решениями, принятыми большинством (демократия). 

Обращаясь к истокам демократии и тоталитаризма, становится понятно, что исторически эти формы управления государством имели немало общих черт. Стабильность и благосостояние древнегреческого полиса − колыбели современной демократии, были основаны на крепкой экономике античных городов-государств, достигавшейся во многом благодаря эксплуатации труда бесправных людей – рабов. Иными словами, свобода и независимость полноправных эллинов базировались на легитимированном присвоении определенным слоям населения статуса домашней утвари. Отсюда можно сделать вывод о том, что демократия по своему происхождению есть деспотизм, являющийся безусловной прерогативой элит, и, если смотреть под таким углом, то разница с тоталитаризмом состоит лишь в количественно более высоких значениях удельного веса элит в объемах отдельно взятого государства. 

Однако, стоит учесть один немаловажный момент: тоталитаризм, в отличие от демократии, пройдя свой бесславный путь из древности до наших дней не претерпел существенных изменений. Лидер современной Северной Кореи, как и его ближайшие предки, придерживается жестких методик управления гражданами своей страны, такой же политике следовала и древняя китайская династия Цинь: централизация власти в руках правящего клана, радикальное подавление инакомыслия, подневольный труд подданных во благо империи и т.д. Принимая во внимание тот факт, что тоталитарные режимы в наше время воспринимаются как досадные анахронизмы, в то время как союз демократии и капитализма претендует на звание новой мировой религии, можно предположить, что проводимая в недрах демократии исторически обусловленная работа над ошибками выполнялась качественно, но, тем не менее, сама суть демократии задает движение всем ее модернизациям подобно кольцу Мёбиуса – все возвращается на круги своя. Раб, номинально названный свободным человеком (как в новоязе Оруэлла) в действительности понимает концепцию свободы даже хуже, чем «домашняя утварь» древнегреческих полисов, так как он наивно полагает, что свобода у него уже есть, и является чем-то с рождения данным и пожизненно неотъемлемым, как дыхание или условные рефлексы. 

Таким образом, в своей работе я буду рассуждать о тех, для кого «оковы лучше свободы»[2], и постараюсь понять, насколько реалистичны и жизнеспособны идеи анархизма как альтернативы политике принуждения. 

Охлократия: невежественная демократия или неортодоксальная анархия?

Углубление в этимологию так называемой «власти народа» помогает лучше разобраться в коннотациях термина «народ». Во многих русскоязычных толковых словарях греческое слово dēmos трактуется как «свободное население, обладавшее гражданскими правами (в отличие от метеков, периэков, рабов и др.»[3], или же «непривилегированные слои населения в классовом обществе»[4], стоит отметить, что первое определение чаще встречается в изданиях постсоветского времени, а второе характерно для советской и досоветской эпох. В то же время российский общественный деятель Михаил Казиник предлагает следующее определение: «Dēmos – это часть народа, прошедшая семь свободных искусств (музыка, риторика, диалектика, грамматика, геометрия, арифметика, астрономия)»[5], однако здесь необходимо учесть тот факт, что в полисах Древней Греции семь свободных искусств были программной базой общего образования, которое свободные юноши получали к 18-ти годам. 

Интеллектуальному «демосу» М. Казиник противопоставляет «ochlos», как остальную часть населения – толпу, чернь, рабов с рабским мышлением, не способных к принятию государственно значимых решений. В целом принимая такую форму дифференциации народных масс на образованный (в данном контексте синоним ответственности) и невежественный сегменты, я все же приведу выдержку из трактата Аристотеля «Политика»: «масса (ochlos) менее подвержена порче: подобно большому количеству воды, масса менее поддается порче, чем немногие»[6]. Великий философ предпочел не списывать практическую значимость «охлоса» со счетов, объясняя это тем, что одного человека гораздо легче рассердить, нежели одновременно сделать это с сотнями. Тем не менее, во времена Аристотеля не существовало радио, телевидения и интернета – инструментов, с помощью которых сотни и тысячи разгневанных единиц складываются в одну гневно клокочущую массу в едином порыве.

На основании приведенных выше рассуждений стоит обобщить толкования нужных терминов и подвести промежуточный итог. Итак, понятие «народ» по существу неоднородно и зачастую достаточно затруднительно определить качественный состав тех, кто составляет большинство и, соответственно, чья воля оказывается решающей в государственных делах. Говоря о демократии в ее идеализированном восприятии, речь идет о гражданском обществе – совокупности людей, концентрирующих в своей массе высокую степень ответственности перед собственными решениями и их последствиями. В моем понимании при такой форме государственного управления возникновение «учреждений, которым людей заставляют подчиняться насильно» практически невозможно. Следовательно, в данном случае демократия очень близка к идеалам анархии, и также может считаться «матерью порядка». Однако, существуют ли прецеденты столь совершенных демократий на современной политической карте мира? Я отвечу на этот вопрос отрицательно.

Далее стоит рассмотреть понятие «охлократия». Доктор философских наук, профессор Ж. Т. Тощенко предлагает следующее определение: «основными, характерными чертами охлократии являются демагогия, авантюризм, популизм. Ей присущи изменчивость политического курса, непредсказуемость и импульсивность политических акций. Охлократия максимально упрощает сложные общественные проблемы, часто использует провокации, разжигает массовые страсти, провоцирует скандалы. Ее опорой, как правило, выступают маргинальные и люмпенизированные слои населения, неудовлетворенные своим социальным положением и готовые к неконтролируемым действиям (убийства, бессмысленное уничтожение материальных ценностей, насилие)»[7]. В данном контексте позволю себе не согласиться с российским социологом А. Тарасовым, отнесшим Парижскую Коммуну 1871-го года к «сознательному воплощению анархистского идеала в жизнь»[8]. Не исключая благие намерения парижского пролетариата воплотить этот идеал, я склонна полагать, что по факту намерения обернулись каноничной охлократией.

Приведенный выше пример, в котором имеет место быть подмена понятий, достаточно репрезентативен в плане того, каким образом можно вульгаризировать умозрительный идеал человеческого общежития ошибочной классификацией. Я думаю, что терминология тут играет идеологическую роль: дурной, откровенно профанный государственный режим  демократией не назовут, но, в зависимости от обстоятельств, его можно назвать тоталитаризмом, авторитаризмом, а при отсутствии «вертикали власти» − анархией. То есть, налицо манипулятивное расставление приоритетов в духе «что такое хорошо и что такое плохо» в коллективном воображаемом народов мира. Демократия – это неукоснительно хорошо, а те, кого расстраивает, что ее привозят в их дома на бронетранспортёрах – невежественные нехристи. Анархия – это плохо, это хаос и кровавая жатва махновщины, это неоперившаяся молодежь, ищущая проблем с законом, в конце концов, это обнаженная, порнографическая свобода от которой можно ждать только проблем библейского масштаба – Содома и Гоморры в групповом сознании масс, без шансов на укрощающий напалм из рук господина. 

Франц Кафка писал: «иногда оковы лучше свободы», но он же признал и то, что «свободный человек всегда выше связанного». Спустя десятилетия один из героев маргинальной киноэпопеи Н. Михалкова высказался следующим образом: «Придет время маленьких людей и тогда большие люди пожалеют, что они не маленькие». Я с уверенностью могу сказать, что «большие люди», в ницшеанском понимании этих слов, никогда не пожалеют и не предпочтут оковы, но в силу своей «высоты» они являются слишком легкой мишенью для «маленьких людей», которые предпочтут насильно заковать и клеймить их, чем распространять толерантность на категории «плохого». 

Теории и практики анархии

        Освободители не существуют. Люди сами освобождают себя. – Эрнесто Че Гевара

Мировая история все же знала случаи воплощенной анархии. Исландия эпохи народовластия была стабильна не в пример Парижской Коммуне, и просуществовала в этом состоянии гораздо дольше, хоть и не существенно в масштабах истории. Можно сказать, что в данном уникальном прецеденте для анархии были предоставлены все условия – люди, вырвавшиеся из тисков монаршего лона, и необжитая земля, которую не нужно было отвоевывать у агрессивных аборигенов. Тем не менее, недолговечность добрососедского сосуществования, основанного на согласии, на мой взгляд, во многом предопределил кантовский антагонизм – видимо, природа все же ответственна за некий ген недоброжелательности, данный каждому человеку, и способный свести на нет даже самые искренние усилия, приложенные к формированию идеального общества, свободного от государей-самодуров, но, увы, не от собственных страстей. Закономерным исходом разлада между пресыщенными миром соседями, стал торжественный выход монарха на арену боевых действий, указующим перстом безапелляционно постулировавшего новый расклад, отменяющий свободу за неимением жизненной необходимости в ней. 

Если попытаться проанализировать другие исторические примеры, к которым по тем или иным причинам традиционно привязывается ярлык «анархо-», то можно найти один показательный общий момент – все подобные эпизоды случаются спонтанно, по стечению обстоятельств, а задействованные в них вдохновленные теорией люди на определенном этапе оказываются не в силах организовать действенную практику. Образно выражаясь, это как оказаться посреди океана в берестяной лодке, мучимым жаждой и страхом. Момент, когда наступит понимание того, что бороться бессмысленно, неминуем, а далее не остается ничего лучшего, кроме как собрать остатки сил и помочь судну пойти вместе с тобой на дно, на съедение тем, кто находится в своей естественной среде обитания. Мнения относительно статуса, придаваемого такой кончине, разнятся от искренних порывов сплясать джигу на месте последнего пристанища «овец, отбившихся от стада», до сочувственной рефлексии: «По мне, анархисты, осознанно рискующие жизнью и здоровьем в борьбе с фашизмом, военщиной, государством, – выбирают во сто раз более достойный путь, чем тысячи людей, посылаемых, как бараны, убивать и умирать в Чечню, Ирак, Афганистан, – тысячи людей, которые живут и умирают по приказу, как заводные марионетки, так и не приходя в сознание, так и не став людьми»[9].

Один из главных теоретиков анархизма Пьер Жозеф Прудон считал себя одновременно приверженцем порядка и анархистом[10], не разделяя эти понятия, в своих работах он развивал идею автономии личности и упразднения всех форм угнетения человека. Другой выдающийся идеолог анархизма, русский аристократ Петр Алексеевич Кропоткин резюмировал свои идеи следующим образом: «Конечная цель анархистов состоит в том, чтобы выработать жизненным опытом такой общественный строй, в котором нет никакой верховной государственной власти, а страна представляет собою вольные союзы вольных общин … возникающие на основах взаимного договора, и разрешающие возможные споры между собою не путем насилия и оружия, а путем третейского суда»[11]. Важно отметить, что Кропоткину был присущ идеалистический взгляд на природу человека, он считал, что человек дурным не рождается, таким его делает государство. Великие анархисты были великими гуманистами в своих благих устремлениях, к сожалению, никому из них так и не удалось обосновать гуманные средства, которыми будут достигнуты их цели. Видимо, эта задача неразрешима.

Если подвести черту под основополагающей теорией анархизма, то ее базовым тезисом будет идея о пресечении преступлений против человека (насилие, угнетение, эксплуатация), эта же идея лежит в основе Всеобщей декларации прав человека. Остается только отметить, что при всей своей правоте данная теория обречена оставаться в заложниках у своих интерпретаторов.

Заключение

Будьте реалистами — требуйте невозможного! – лозунг французской студенческой революции мая 1968-го г.

В заключение немного о событиях 1968-го года. Этот год был отмечен настоящим цунами негодования, затронувшим многие страны, пострадавшие от произвола властей. Драматургия протестных движений и эмоциональный накал тех событий по сей день продолжают вдохновлять деятелей искусства. Далеко не все революционеры получили желаемое хотя бы частично, судьба некоторых сложилась трагично («Резня Тлателолько»). Кем же они были: достойными последователями идей Прудона, Кропоткина и Леннона или дорвавшимся до ЛСД «охлосом»? Я склонна полагать, что эти события в первую очередь стали актом инициации человечности, а те, кто его затеял и прошел, достойны зваться людьми, в божественном смысле этого слова. Идеи анархизма при всей своей утопичности в достижении конечной цели могут быть использованы как средство в борьбе с несправедливостью, особенно когда ими заручаются люди, чья фантазия способна представить дуло винтовки сосудом для цветов.

Эпоха технических инноваций наших дней, несмотря на все свои недостатки, явила собой одно неоспоримое достоинство – интернет как оплот глобальной мировой анархии. Сегодня практически каждый человек на земле может мирно окунуться в анархическую среду, не это ли противоядие от кантовского антагонизма – дать каждому человеку по экрану, изолируя членов общества друг от друга? Но и тут нельзя упускать из вида побочные эффекты в виде пресыщения виртуальной реальностью и естественного природного желания физических контактов с особями своего вида, невзирая на последствия. 

Таким образом, всецело соглашусь с высказыванием Льва Толстого, ухватившего самую суть анархии. Однако лично я склоняюсь к пессимистическому видению того, что могут дать моим современникам учреждения, не прибегающие к насилию: коммунисты и либералы, демократы и анархисты, фашисты и хиппи, «зеленые» и «радужные» - все те, у кого есть иммунитет к «кнуту», едва ли сориентируются в условиях тотального «пряника», и вполне вероятно, что не придумают ничего лучшего, чем организоваться в новую модель СССР, отметив торжество государственности гражданской войной. Я не хочу, чтобы это случилось.


[1] Латинско-русский словарь Дворецкого И. Х. и Королькова Д. Н. Доступ через интернет: http://linguaeterna.com/vocabula/search.php?swords=regimen&search=%C8%F1%EA%E0%F2%FC
[2] Кафка, Ф. «Процесс». Доступ через интернет: http://lib.ru/KAFKA/process.txt
[3] Санжаревский, И.И. Политическая наука: Словарь-справочник. Доступ через интернет: http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/862/%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%81
[4] Ушаков, Д.Н. Толковый словарь Ушакова 1935-1940. Доступ через интернет: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/787038
[5] Казиник, М. Демократия. Доступ через интернет: http://www.youtube.com/watch?v=-nqD54QZeeA
[6] Аристотель. Политика. Доступ через интернет: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/aristot/03.php
[7] Тощенко, Ж.Т. Охлократия: возрождающийся феномен? Доступ через интернет: http://toschenko.ru/publication/4/
[8] Тарасов А. Мать беспорядка. Доступ через интернет: http://magazines.russ.ru/nz/2009/5/ta5.html
[9] Рябов, П. «Анархизм: сегодня, здесь, сейчас». Доступ через интернет: http://avtonom.org/news/petr-ryabov-anarhizm-segodnya-zdes-seychas
[10] Лейст, О. § 4. Политико-правовая идеология анархизма. Доступ через интернет:      http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Leist/_21.php
[11] Кропоткин П. А. Что такое анархия? Доступ через интернет: http://avtonom.org/old/index.php?nid=1013

Комментариев нет:

Отправить комментарий